Нойшванштайн наверняка видели даже те, кто никогда не бывал в Баварии.
Благодаря своей живописности и кинематографичности этот замок хорошо известен, и даже диснеевский замок Спящей красавицы был когда-то срисован именно с него.
В отличие от других европейских замков, Нойшванштайн был построен не для защиты, прославления короля или каких-то других политически-утилитарных целей.
Нойшванштайн воздвигли исключительно из любви к искусству.
Людвиг II, ставший королем Баварии в 18 лет (10 марта 1864 года), заняв трон, сосредоточился на том, что особенно любил: культуре в целом и музыке Рихарда Вагнера, в частности.
Вагнер и Нойшванштайн связаны неразрывно – именно творчество этого композитора вдохновило Людвига II на строительство «сказочного» замка.
К Вагнеру Людвиг II был неравнодушен с тех пор, как в шестнадцать лет услышал «Лоэнгрина», а немецким Средневековьем интересовался и до того, так что идея построить романтически-неоготический замок появилась у монарха не случайно.
Место для Нойшванштайна было выбрано неслучайно – он расположен прямо напротив замка Хоэншвангау, где Людвиг II провел детство.
Правда, ради строительства нового замка пришлось избавиться от руин двух старых крепостей и взорвать скалу, но дело того стоило: получилась удобная и просторная строительная площадка, к которой вела специально построенная дорога.
Для строительства замка использовалась техника по тем временам передовая, например, локомобили и паровые краны.
Да и в самом Нойшванштайне есть вещи для XIX века непривычные: водопровод, центральное паровое отопление, электрическая система телефонов. Так что «средневековая» оболочка скрывала самую что ни на есть современную «начинку».
Однозначно определить стиль Нойшванштайна непросто: Людвиг II, с одной стороны, ориентировался на немецкое средневековье, а с другой – вносил собственные дополнения, навеянные и мавританской Испанией, и мифологией произведений Вагнера.
Строительство было доверено двум людям – Эдуарду Риделю, придворному архитектору, и Кристиану Янку, театральному художнику, ранее создавшему декорации к уже упомянутому «Лоэнгрину».
Янк был еще большим фантазером, чем сам Людвиг II, и в первые его эскизы были совершенно невероятными; монарху пришлось приложить руку, чтобы сделать Нойшванштайн более «земным».
Началось строительство в сентябре 1869 года. За четыре года были возведены подъездные ворота и здание дворца.
Начались отделочные работы, неожиданно для короля затянувшиеся – в 1884 году монарх уже мог жить в своих покоях (и именно так и делал), но замок еще не был готов.
Нойшвайштайн не увидели законченным ни Вагнер (он умер в 1883, так ни разу и не посетив замок), ни сам Людвиг II.
В 1886 году король погиб при загадочных обстоятельствах: то ли утонул в Штарнбергском озере, то ли был в нем утоплен.
После этого заботы о недостроенном замке легли на плечи Юлиуса Хофмана, верховного советника по вопросам строительства.
Поскольку финансирование королевского проекта было сильно сокращено, замок «сдали» в упрощенном виде, например, без запланированных Людвигом II статуй, парка с террасами и фонтанами, рыцарских покоев и главной башни.
Но впечатление Нойшванштайн, тем не менее, производит неизгладимое: он действительно кажется сказочным, и невозможно поверить, что с ним не связано никаких старинных легенд.
Каждый год более миллиона туристов приезжают в Баварию, чтобы увидеть Нойшвайштайн.
По замку проводятся экскурсии, во время которых посетители могут полюбоваться настенными полотнами, иллюстрирующими легенду о Парцифале, тронным залом с религиозными картинами Вильгельма Хаусшильда и красивым мозаичным полом, осмотреть комнату для прислуги и кухню.
Мечта Людвига II о музыкальных праздниках и концертах в Нойшванштайне воплотилась в жизнь только в XX веке: они проводились с 1933 по 1939 год, а затем решение об их возобновлении было принято в 1969.
Комментарии (4):
(Обновлено: 31.10.2021 19:19)
Добавить комментарий