Saint George, Монастырь святого Георгия Хозевита, Козиба (Иоанн из Козибы), Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья, находится в Иудейской пустыне в вади (долине) Кельт.
Иудейская пустыня занимает часть территории Израиля и Западного берега реки Иордан. Уединенность и пустынность этого места с древнейших времен служили как пристанище для отшельников и беглецов.
Большинство из них остались безымянными, и память о них затеряна в веках. Хотя известно, что среди беженцев был даже Давид, будущий иудейский царь, который скрывался от гонений царя Саула, и другие известные люди
Вади Кельт – это сухое русло, которое тянется от Иерусалима до древнего города Иерихон, пересекая Иудейскую пустыню запада на восток. Вдоль него уже в древности проходила дорога из Иерусалима в Иерихон.
Монастырь Святого Георгия имеет и другие наименования: Дейр эль-Кельт – по названию ущелья, святого Георгия Хозевита – по имени монаха, пришедшего сюда в конце VI века и ставшего духовным наставником монастыря.
Туристические путеводители чаще всего используют название Сент-Джордж (Святой Георгий), и оно не переводится на иврит. Это же название обычно встречается на дорожных указателях, а по имени Mar Jaris (St. George) монастырь можно обнаружить на Гугл картах.
Монастырь располагается в пяти километрах от Иерихона – это ближайший крупный город
Если ехать из Иерусалима, тогда добраться до монастыря можно по шоссе № 1.
Надо доехать до арабского поселения Мицпе-Йерихо (Mitzpe Yeriho), а дальше свернуть на асфальтированную дорогу, которая приведет к увенчанной крестом арке, обозначающей начало земли, принадлежащей монастырю.
Оставшуюся часть пути, спускаясь в ущелье, придётся преодолеть пешком или воспользоваться услугами местных жителей, которые с удовольствием за небольшую плату предоставляют возможность добраться до монастыря верхом на осле.
Монастырь находится в нижней части течения вади Кельт, поэтому ущелье здесь довольно глубокое и имеет отвесные скалы. По дну ущелье протекает небольшой ручей, который во время дождей превращается в бурный поток.
Основные строения монастыря располагаются на практически вертикальных скальных стенах, примостившись на каменных выступах и небольших площадках.
Монастырь считается одним из древнейших. По сохранившимся сведениям, его основали в IV веке несколько сирийских монахов около той пещеры, где, согласно преданию, прожил более трех лет пророк Илия, скрывавшийся от царя Ахава.
В 480 году к обители присоединился монах Иоанн, пришедший из Египта, из Фиванской пустыни. При нём появились новые здания, небольшая обитель расширилась и начала существовать на принципах монашеской коммуны (киновии).
Ещё большее развитие монастырь получил на рубеже VI-VII веков, когда сюда пришел монах Георгий Хозевит. Он никогда не был настоятелем монастыря и не занимал никаких официальных должностей, наоборот, в знак послушания добровольно принимался за самую тяжелую работу.
Георгий Хозевит сделался духовным лидером обители, и именно его имя монастырь носит до наших дней. Георгий Хозевит был уважаем и почитаем еще при жизни, ибо он был «нестяжателен, воздержан, кроток, любовен ко всем и совершенно и чрезмерно сострадателен». Так писали в житии святого.
В 614 году произошло губительное нашествие персов, разрушивших Иерусалим и разоривших многочисленные монашеские обители в Палестине.
В монастыре святого Георгия погибли 14 монахов, были разрушены его основные сооружения.
Побывал в заточении и святой Георгий, но его персы пощадили, удивлённые изможденным видом старца, который многие годы вел аскетическую жизнь.
Избежавшие смерти монахи покинули обитель, и даже авторитет святого Георгия не мог содействовать ее возрождению. Сюда приходили только те монахи, которые искали полного уединения, и они селились в пещерных кельях.
Не удалось изменить ситуацию к лучшему и крестоносцам, хотя они и предпринимали попытки.
В конце XII века воины Салладина еще больше разрушают монастырь святого Георгия, который после этого пребывает в запустении до 1878 года.
В это время сюда пришел монах из Греции Каллиник, начавший в одиночку восстанавливать разрушенную обитель.
К нему присоединился французский археолог и востоковед Шарль Клермон-Ганно, и он не только проводил раскопки, но также занимался реставрационными работами.
К монастырю шли паломники, они организовали сбор средств для ремонта. Деньги поступали из многих стран, в том числе из России. Ещё и сегодня можно увидеть иконы, принесённые в дар монастырю русскими паломниками.
К началу ХХ века с помощью Иерусалимский Греко-ортодоксальный патриархии монастырь Святого Георгия был полностью восстановлен.
Монастырский комплекс производит удивительное впечатление. Его сооружения будто прилеплены к скалам. Все монастырские здания как бы повторяют рельеф ущелья и располагаются на трех уровнях.
Наверху находится пещера пророка Илии – там сейчас пещерный храм.
Центральная часть – самая большая, она состоит из церквей святых Иоанна и Георгия Хозевитов, храма Пресвятой Богородицы и других служебных помещений.
На нижнем уровне устроены хозяйственные помещения, а также древние захоронения.
В монастыре сложился особый ритуал захоронения. Умершие монахи хоронятся без гроба, и тела закапываются не очень глубоко в землю.
Надгробием служит каменная плита. Через три года кости переносят в общую гробницу, а черепа собираются вдоль стены особой пещеры, находящейся приблизительно в 150 метрах от монастыря.
Останки тех монахов, что были убиты персами, покоятся отдельно в монастырской часовне. Монастырь на протяжении всей его истории сопровождали чудесные явления.
К числу самых последних чудес относятся нетленные мощи Иоанна Румынского, который причислен к лику святых в 2015 году.
В 20 лет он решил стать монахом и всю жизнь провел в различных монастырях, по большей части на Святой земле. Последние семь лет своей жизни он прожил в уединенной пещере, находящейся рядом с монастырем.
Иоанн скончался в начале августа 1960 года, но когда через 20 лет его могила была открыта, то увидели неповрежденное облачение и нетленное тело, которое источало приятный запах.
Мощи Святого Иоанна Румынского были перенесены в монастырь Георгия Хозевита, где они нашли успокоение в часовне святого Стефана.
Тело подвижника возлежит в чёрной деревянной раке, и оно доступно для всеобщего обозрения через стекло.
В соответствии с церковными традициями над ним был совершён необходимый ритуал, и иеросхимонах Иоанн стал почитаться под именем Новый Хозевит.
С тех пор к монастырю идет неиссякаемый поток паломников из многих стран мира.
Монастырь Святого Георгия является действующим, в нём живут и совершают службы несколько православных монахов.
В монастырь допускают людей всех конфессий. Раньше запрет на посещение распространялся на женщин, но последнее время это правило отменили.
Добавить комментарий