Владимир Ильич Ленин прожил в Петербурге - Петрограде не так уж много - в общей сложности около пяти с половиной лет.
Но эти пять лет были одними из самых насыщенных важнейшими свершениями и наиболее значимых в его биографии профессионального революционера и крупнейшего политического деятеля.
Учился, скрывался от преследований, вел конспиративные рабочие кружки, принимал участие в партийных собраниях и митингах, писал книги.
1890-е - время создания Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", прообраза будущей большевистской партии.
1905-1907-й- бурные события первой революции в России.
1917-й - начало 1918-го - подготовка и проведение Октябрьского вооруженного восстания, установление и победное шествие по стране Советской власти.
Кипучая революционная деятельность В. И. Ленина в советское время привлекла к себе пристальное внимание историков, краеведов, журналистов еще с середины 1920-х годов.
Постоянно велась продуманная кропотливая работа по выявлению памятных ленинских мест, в результате которой мы сейчас знаем 276 адресов в городе и области, которые так или иначе связаны с именем В.И. Ленина
Это квартиры, в которых жил и трудился над книгами, очерками и статьями Владимир Ильич; комнаты питерских рабочих, где он вел занятия марксистских кружков; конспиративные явки для встреч с товарищами-партийцами; фабрики и заводы, организации и учреждения, театральные и концертные залы, где бывал, где выступал с речами и докладами на митингах и собраниях.
Исторические здания отмечены мемориальными досками. На многих предприятиях, площадях, улицах, в скверах в советское время были установлены памятники В. И. Ленину.
Наиболее значительные из них связаны с целыми периодами жизни и работы Владимира Ильича.
Памятники Владимиру Ильичу Ленину в Петербурге - это целая бронзово-каменная история скульптурных произведений, посвящённых основателю советского государства.
Эти памятники стали неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства и символом советской коммунистической идеологии, которые часто называют Монументальная Ленинианой.
Надо заметить, что при жизни В.И. Ленина никаких памятников ему не было, тогда в Петрограде ставили созданные на скорую руку бюсты французским революционерам, немецким мыслителям и абстрактным рабочим, освобождённым от оков империализма.
27 января 1924 года, в день похорон Ленина, газеты напечатали Постановление II Съезда советов Союза ССР о памятниках вождю.
Постановление, в частности, предписывало Президиуму ЦИК СССР разработать и утвердить проекты памятников В.И.Ленину в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте и установить сроки их сооружения.
Этот документ дал старт официальной монументальной лениниане – в течение последующих 70 лет на просторах Советского Союза было установлено, по данным из разных источников, от 7000 до 10000 памятников Ленину, а к образу вождя мирового пролетариата обращались многие известные скульпторы-монументалисты.
Как правило, открытие нового памятника было приурочено к какой-нибудь памятной дате, например, день рождения Владимира Ильича 22 апреля или 7 ноября.
По данным книги "Памятники и мемориальные доски Ленинграда" к концу 1970-ых годов в городе было установлено более 70 монументов Ленину.
Часть из них демонтирована, но многие памятники по-прежнему стоят, среди которых одним из наиболее известных является скульптура у Финляндского вокзала, торжественно открытая 7 ноября 1926 года и ставшая одной из первых крупных скульптур Ленина, установленных в Советском Союзе.
За прошедшие годы монумент стал одним из наиболее популярных символов нашего города.
Площадь Ленина у Финляндского вокзала тесно связана с историческими событиями 1917 года, предшествовавшими Октябрьской революции.
Установленный на ней памятник, созданный по проекту скульптора С.А. Евсеева и архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, был торжественно открыт 7 ноября 1926 года.
Монумент показывает выступление вождя перед питерцами с броневика вечером 3 апреля 1917 г. по возвращении из десятилетней эмиграции.
Ленин изображён в костюме с галстуком, жилетом и пальто. Этот образ связан с его более поздним положением лидера Советского Союза, а не с одеждой 1917 года, когда он был лидером революции.
Как и на других памятниках Ленина этого периода, он изображён без головного убора (его кепка заправлена в правый карман пальто). Ленин изображён с поднятой до плеча правой рукой, ладонью вперед и поднятым большим пальцем.
Эта поза характерна для многих статуй Ленина, хотя это изображение отличается от более поздних версий тем, что рука Ленина используется для обозначения направленного движения, а не для благословения масс.
Левая рука статуи держит лацканы пальто и пиджака.
Ленин завершил свою пламенную речь словами: "... и да здравствует социалистическая революция во всем мире!"
Эти слова запечатлены на памятнике. Они - как сгусток той кипучей энергии, темперамента, принципиальности и последовательности, с которыми вел Ленин большевистскую партию, рабочий класс Петрограда, России к торжеству идей социализма.
У памятника непростая судьба. Он пережил годы блокады, поменял свое местоположение, подвергся акту вандализма.
Материалы из архивного собрания КГИОП дают возможность наглядно представить некоторые яркие страницы истории памятника.
Примерно годом позже – в 1927 году, был установлен скульптурный монумент перед зданием Смольного института, изготовленный по проекту скульптора В.В. Козлова, архитекторов В.Г. Гельфрейха и В.А. Щуко.
Памятник изображал Ленина в позе оратора, его правая рука вытянута вперёд, а в левой он держит кепку.
Скульптура установлена на цилиндрическом пьедестале из светло-розового гранита, вокруг которого на бронзовом поясе высечен лозунгом “Да здравствует диктатура пролетариата”.
Авторам удалось органично вписать памятник в сложившийся архитектурный ансамбль Смольного института. Высота скульптуры составляет 2,15 метра, высота постамента — 3,8 метра.
Этот памятник Ленину в дальнейшем был неоднократно повторён в других городах СССР
Отличным от сложившихся традиций выполнен памятник В.И. Ленину на Московской площади, установленный в 1970 году перед Домом Советов.
Cкульптурный монумент, ставший самым высоким памятником Ленину в городе, был изготовлен по проекту скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Каменского.
Скульптор М.К. Аникушин изобразил В.И. Ленина застывшим в движении оратором, обращающимся к народу с пламенной речью, подхваченным революционным порывом.
К сожалению, в истории России каждая новая власть “разрушает до основания” старое, и пытается строить “новый мир”.
Так было в 1918 - 1931годах, когда некоторые памятники Петру I (и не только) были убраны под предлогом “незначительной художественной ценности”.
А затем, в 90-е годы, ситуация повторилась с памятниками советской эпохи.
Люди, пришедшие к власти, придерживаясь старого большевистского правила, подвергли резкой критике все, что происходило в стране в последние 70 лет, и принялись убирать памятники людям, которым совсем недавно истово поклонялись.
Вот почему в Санкт-Петербурге из 70 памятников В. И. Ленину сейчас осталось всего 17.
Комментарии (1):
Добавить комментарий