Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. Prince Vladimir Cathedral in St. Petersburg

Назад Вперед

Князь-Владимирский собор (Prince Vladimir Cathedral)


Князь-Владимирский собор (собор Святого равноапостольного князя Владимира) расположен почти в центре треугольника, образованного Успенским и Князь-Владимирским скверами, которые ограничены проспектом Добролюбова, улицей Блохина и несколькими переулками.


Этот район в городе, названном именем Петра, которому было суждено стать будущей столицей России, начал застраиваться одним из первых.


Место к западу от Петропавловской крепости на берегу Малой Невы называли Мокруши по понятной причине – было оно мокрым и болотистым, страдало от наводнений. Жили здесь крестьяне, первые строители города.


Буквально через несколько лет после основания города, в 1708 году, на Мокруше появилась маленькая деревянная церковь святого Николая Угодника.


Первые дома и даже церкви строились в Санкт-Петербурге на скорую руку. Они были глинобитными или в лучшем случае мазаными: так называли дома, деревянный каркас которых обмазывали глиняным раствором.


Естественно подобные сооружения быстро приходили в негодность. Такая же судьба вскоре постигла и первую деревянную церковь на месте будущего Князь-Владимирского собора.

В 1713 году здесь начали строить мазанковую Успенскую церковь. Она имела три придела (на освящении главного престола в 1719 году присутствовал Пётр I), была больше других тогдашних городских церквей, поэтому получила статус собора.


Санкт-Петербург быстро рос и развивался, новые общественные здания строились уже из камня. В 1740 году в непосредственной близости от Успенского собора началось строительства каменного храма.

По проекту архитектора М. Земцова он должен быть одноглавым.


Однако в 1742 году, после восшествия на престол Елизаветы Петровны, строительство остановили, скорее всего, по финансовым причинам. А после смерти Земцова, скончавшегося через год, его работу продолжил архитектор П. Трезини.

К строительству собора вернулись спустя 20 с лишним лет.


Новый проект принадлежал А. Ринальди, который начал возводить в соответствии с традициями русского православного зодчества собор с пятью головами и трехъярусной колокольней.


Здание было уже почти готово, когда в 1772 году случился пожар, который уничтожил находившийся рядом деревянный Успенский собор.

Недостроенный каменный храм тоже пострадал от огня. Однако уцелел главный Успенский придел: его освятили и начали проводить богослужения.

В таком «урезанном виде» Успенский собор существовал до 1783 года. Завершить строительство довелось И. Старову, любимцу Екатерины II.


Собор освятили 1789 году, и в знак знаменательной даты 800-летия крещения Руси он получил имя равноапостольного князя Владимира.

Во второй половине XIX века на Петербургской стороне велось активное благоустройство местности, осушали заболоченные низины, высаживали растения.


Здесь до начала ХХ века находился древесный питомник. Не случайно Князь-Владимирский собор оказался в большом и уютном сквере, который называется по имени уже несуществующего собора Успенским.

Архитектура собора принадлежит к стилю раннего классицизма с элементами барокко, то есть может считаться переходной. Типичной приметой классицизма являются пилоны, разделившие интерьер на три нефа.


Строгие ясные линии, симметричность и пропорциональность в сочетании с овальными окнами и лучковыми фронтонами, которые являются приметами барокко, делают его одним из шедевров архитектуры времени царствования Екатерины II.

Колокольня поднимается на высоту 57 метров, при этом она гармонично сливается с основным зданием собора. Интересно, что венчающий колокольню крест и купола собора в свое время служили ориентиром кораблям, ходящим по Малой Неве.


Здание собора выглядит строго и сдержано, что подчеркивает окраска его стен и куполов, выдержанная в светлых тонах. Это впечатление еще более усиливается в интерьере, который практически лишен росписи кроме изображений четырех евангелистов.

Интерьер исполнен в белом и синем тонах.

Одним из важнейших элементов интерьера является огромная копия росписи Киевского Владимирского собора, принадлежащая Василию Васнецову «Великая Евхаристия», которая находится в алтаре.

Проект иконостаса собора разработан И.Е. Старовым. Он представляет собой шедевр изящной резьбы по дереву в стиле ампир. Благодаря иконостасу интерьер собора выглядит нарядным и почти по-домашнему уютным.


Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как капитульный храм кавалеров Ордена святого князя Владимира, который был учрежден Екатериной II. С тех пор знак ордена украшает центральный вход в собор.


На протяжении почти всей истории в Князь-Владимирском соборе велась большая благотворительная работа. Здесь существовал приют для сирот. В годы Первой мировой войны был организован лазарет для раненых солдат.

В отличие от других церквей Санкт-Петербурга собор в годы советской власти оставался действующим, если не считать краткого перерыва 1926-1927-х годов.


Здесь хранились иконы из многих закрытых храмов, в том в соборе с 1940 по 2001 года находилась икона Казанской Божьей Матери. После возвращения иконы в Казанский собор здесь осталась ее копия.

Еще раньше, в 1935 году, в собор передали драгоценную икону Успения Божьей Матери, списанную с образа Василеостровского Киево-Печерского подворья. Клейма оклада иконы содержали изображения святого князя Владимира.


В связи с 1000-летием со дня смерти крестителя Руси, святого князя Владимира, в 2015 году в соборе проведены масштабные реставрационные работы.



Впервые с момента постройки были отремонтированы кресты, изготовленные по проекту Антонио Ринальди и установленные на маковках собора.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор (собор Св.равноапостольного князя Владимира). Автор A.Savin(Wikimedia Commons-WikiPhotoSpace) Россия. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор (собор Св.равноапостольного князя Владимира). Автор A.Savin(Wikimedia Commons-WikiPhotoSpace)
Просмотры 240346
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 27.02.2023 23:41)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 27.02.2023 23:44)




paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 29.08.2023 23:32)


Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ